Я родился в семье лесничего, в деревне Шашки Костромской области в 1938 году. Мой отец очень любил природу, собирал причудливые корни, из которых делал замысловатых зверюшек, леших и других сказочных героев, в избе всегда стояли полевые цветы.
В 1941 году отец ушёл на фронт и погиб в битве под Москвой. Вскоре, семья переехала в деревню Меньшиково, к бабушке. Деревня находилась на горе, дома были большие, северного типа. Помню праздники в этой деревне, которые всегда отмечались "на широкую ногу". Дома украшались ветками от берёз и ёлок, было много гармонистов. И когда по вечерам в нашей деревне играла гармошка, то в соседней деревне гармошки отзывались. Жили дружно и просто. Многих в деревнях привлекала красота. Любили делать красивые резные наличники. Мой родной дядя Миша делал их не спеша, мастерски, а двоюродный брат Николай увлекался лепкой из глины, делая всевозможные кувшинчики, птиц и зверюшек.
Вспоминаю случай, когда в деревне тяжело заболела девочка и Николай сделал из глины красивую птицу с распахнутыми крыльями. Птицу подвесили над её кроваткой, она вертелась, как бы взлетая и этим привлекая внимание и вызывая улыбку заболевшей девочки. Вскоре она поправилась, и многие уверовали, что в этом ей помогла слепленная птица.
В детстве меня также влекло всё красивое. Подолгу мог вглядываться в окружающую природу, которая и была моим первым учителем, зарождая во мне задатки художника. Впрочем, первые попытки рисовать оказались для меня весьма болезненными. Вспоминаю один случай из детства. Была весна - праздник Пасхи. К этому празднику готовились, надраивали полы кирпичом, мыли окна. Моя бабушка в тот год побелила известью печку, прибралась в доме и пошла с дедом в церковь. Я остался один. И тут решил попробовать: а как же это художники рисуют? Взял угольки и разрисовал печь разной всячиной. Мне казалось, что этим смогу порадовать бабушку. Однако вскоре мне за это крепко попало, я понял, что за все художества в жизни придётся отвечать.
Прошло время, в 1954 году я поступил в художественное училище города Костромы, одновременно работая, чтобы помогать матери, трём сестрёнкам и брату. Потом была служба в армии на Дальнем Востоке, а после службы я преподавал рисование и черчение в 29-ой школе города Костромы. В это время дружил с замечательным художником Геннадием Дареевым, которому за многое очень благодарен, и искренне сожалею о его ранней трагической гибели.
В 1968 году я вступил в Союз художников СССР. К этому времени относится моё участие в первых значительных выставках. В том же году состоялась выставка в Русском музее города Ленинграда, затем многочисленные зональные, республиканские, всесоюзные и международные выставки. Сначала я вёл их учёт, но после пятидесяти крупных выставок прекратил это занятие.
Люблю вставать рано утром, стараясь уловить пробуждение природы, чтобы открыть впечатления от её красоты и мудрости.
Часто вспоминаю поездки на академическую дачу, где познакомился со многими замечательными художниками. Среди них хочу отметить Василия Васильевича Почиталова, который дал мне много полезных советов. Мы подружились и переписывались с ним долгие годы. Вспоминаются частые встречи с Владимиром Стожаровым, который любил бывать у меня в мастерской в Костроме. С ним мы делились впечатлениями об увиденном в творческих командировках и подолгу обсуждали новые работы.
В 1978 году на "академичке" познакомился с московским художником Ароном Бухом. Мы с ним проработали тогда более трёх месяцев. Арон написал много картин и попросил меня отобрать работы для своей экспозиции. Выставка его проходила здесь же, в пяти мастерских, и имела большой успех. Это обстоятельство укрепило нашу дружбу. Мы часто перезванивались , не переставая восхищаться обоюдной фанатичной преданностью живописи. Прошли годы, время было настолько урезано, что в дальнейшем наша связь с ним, к сожалению, оборвалась.
С благодарностью вспоминаю дружбу и встречи с Борисом Фёдоровичем Домашниковым. Это был большой мастер, щедро делившийся своим опытом, тем самым укрепляя и развивая традиции русской живописи.
Для меня родная природа является основным источником вдохновения. Даже зимой, в лютую стужу, заставляю себя работать "на натуре". И, как часто бывает, этот процесс начинает меня согревать, а иногда становится даже жарко. Надеюсь, что мои работы также способны согреть душу зрителя. Во всяком случае, я всегда старался работать честно, и за свой многолетний труд мне не стыдно.
Леонид Виноградов